Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема социализации, социальной адаптированности семей и личности являются приоритетными вопросами совершенствование семейной политики на современном этапе развития России. Кризис института семьи сегодня связан с социально-экономическими преобразованиями, увеличением разнообразных форм собственности, реформированием законодательства, структурными макроэкономическими изменениями, которые привели к изменению рынка труда, росту безработицы, имущественному расслоению общества. В результате этого, возникли стойкие нарушения социальной адаптации, взаимодействия различных социальных групп и социальных институтов, в том числе института семьи, который реализует важную функцию воспитания подрастающего поколения.
Организация семейного воспитания сопровождается целым рядом трудностей, с которыми сталкиваются родители-чаще всего к ним относят педагогическую несостоятельность, ошибки при построении взаимодействия с членами семьи, другими людьми – представителями внешнего социума и т. Это касается как благополучных семей, так и неблагополучных, в которых эти ошибки приумножаются и негативным образом сказываются на формировании личности детей. Неправильный выбор форм, методов и средств воздействия в семейном воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неверных представлений, привычек и потребностей, что приводит к деформации отношений с обществом, особенно этот процесс осложняется в неблагополучных семьях.
В результате дефекта семейного воспитания или его отсутствия, нарушение семейных отношений и дефицита условий для успешного развития личности, возникает ситуация девиантного паттерна, в результате которого личность пытается компенсировать свою психологическую и социальную «недостаточность» в различных видах виктимного, аддитивного, девиантного поведения.
В научной литературе, к сожалению, теоретические наработки о работе с неблагополучными семьями представлены несистемно. Сложность вызывает неоднозначность толкования термина «неблагополучные семьи», отсюда проблема диагностики таких семей и выработки технологий профилактики с этими семьями. В этом аспекте особое значение приобретает исследование эффективных форм и технологий профилактической работы с неблагополучными семьями.
Различные аспекты проблемы представлены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. В работах В. Г. Баженова, В. П. Баженовой, Е.В. Змановской, В.И. Зацепиной, Т.Д. Молодцовой,
Е.С. Хрустовой Е.С., С.П. Акутиной, В.М. Целуйко и т.д. раскрывается значение семьи в развитии ребенка и обосновывается необходимость психологической поддержки семьи.
Однако, результаты библиографического анализа дают основания утверждать, что проблема организации профилактики семейного неблагополучия с использованием психологических технологий с неблагополучными семьями не была предметом отдельного исследования. В то же время изучение таких форм психологической работы приобретает большую популярность, что обусловлено рядом противоречий в ее организации: между ориентирами государства на реализацию социальной политики, отраженной в новом законе об образовании, где акцентируется внимание на воспитании и успешной социализации детей, в том числе средствами социальных институтов и не достаточным уровнем исследованности возможностей профилактики в неблагополучных семьях; растущим их количеством на современном этапе обозначает необходимость оказания разносторонней помощи со стороны социальных институтов, включая психолога, и слабой разработанностью в научных исследованиях вопросов применения психологических технологий работы с неблагополучными семьями в современных социокультурных условиях.
Необходимость решения очерченных противоречий, актуальность, целесообразность и объективная потребность творческого использования ресурсов деятельности в работе с неблагополучными семьями обусловили выбор темы курсовой работы: «психологические технологии в профилактике семейного неблагополучия».
Объект исследования – психологические технологии работы с неблагополучными семьями.
Предмет исследования – содержание психологической работы с неблагополучными семьями в условиях учреждения образования.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности организации психологических технологий работы с неблагополучными семьями в условиях учреждения образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены его задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «неблагополучная семья» и определить влияние неблагополучных семей на воспитание и развитие детей.
2. Определить содержание психологических технологий работы с неблагополучными семьями в условиях учреждения образования.
Гипотеза исследования: профилактические мероприятия посредством психологических технологий оказывают положительное влияние на неблагополучные семьи.
Методы исследования. Для достижения цели и выполнения определенных задач использован комплекс следующих методов: общенаучные (анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение использовались для изучения зарубежных и отечественных ученых); конкретно-научные: (категориальный анализ – для раскрытия содержания и уточнения дефиниций основополагающих понятий; структурно-функциональный анализ - для выяснения структурных, содержательных и процессуальных особенностей психологической работы с неблагополучными семьями; структурно-логический анализ – для выделения перспективных технологий, форм и методов психологической работы с неблагополучной семьей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованных источников.
1 Семья как социальная ячейка общества
1.1 Определение семьи, ее социальные функции и влияние на формирование личности ребенка
В контексте человеческого общества семья (от латыни: familia) – это группа людей, связанных либо кровным родством (признанным рождением), родством (браком или другими отношениями), либо совместным проживанием (подразумеваемым этимологией английское слово «семья») или некоторая их комбинация. Членами ближайшей семьи могут быть супруги, родители, братья, сестры, сыновья и дочери. Члены расширенной семьи могут включать бабушку, дедушку, тетю, дядю, двоюродного брата, племянника, племянницу и родственника в браке. Иногда они также считаются членами семьи, в зависимости от конкретных отношений человека с ними 25, с. 88.
В большинстве обществ семья является основным институтом социализации детей. В качестве основной единицы для воспитания детей ученые обычно выделяют большинство семейных организаций как матрифокальная (мать и ее дети); супружеская (жена, ее муж и дети, также называемая нуклеарной семьей); авункулярная (например, дедушка, брат, его сестра и ее дети); или расширенная (родители и дети проживают совместно с другими членами семьи одного из родителей).
На сегодняшний день есть большое количество определений семьи. Например, английский социолог Гидденс утверждает, что семья представляет собой группу людей, которые связаны посредством прямых родственных взаимоотношений, при этом взрослые члены семьи несут ответственность за уход за детьми [2, с. 275].
По мнению В.И. Зацепина семья является социальным объединением, члены которого взаимосвязаны бытом, моральной ответственностью перед друг другом и взаимопомощью [6].
В соответствии с определением доктора педагогических наук
А.В. Мудрика семья представляет собой основанное на брачных взаимоотношениях либо на кровном родстве сообщество, члены которого ведут общий быт, имеют различные нормы, санкции и поведенческие образцы, которые регламентируют отношения между всеми членами семьи [15, с. 84].
Однако, среди современных определений привлекает данное российским социологом А.Г. Харчевым. В соответствии с позицией
А.Г. Харчева, семья представляет собой малую социальную группу в обществе, основывающуюся на супружеских взаимоотношениях и родственных связях (мужа и жены, родителей и детей, а также других родственников) и на ведении общего хозяйства и моральной ответственности [20, с 60]. Исследованиями семьи занимаются в течение длительного времени многочисленные исследователи. Они отмечали, что на сегодняшний день российские семьи ежедневно сталкиваются с различными важными проблемами. Семья является важной частью социума, и все те трансформации, которые происходят в других сферах (экономика, политика), оказывают воздействие на её структуру. Как современный социум борется с экономическим и духовным кризисом, так и семьи оказываются в зависимости от данных процессов в обществе.
Семья является одним из древнейших социальных институтов, который возник намного раньше таких, как религия, государство, армия, образование, рынок. Методологическую основу понимания причин, которые побуждают общество к объединению в семьи, созданию устойчивых связей и взаимодействий, составляют человеческие потребности.
В соответствии с теорией А. Маслоу, структура потребностей, согласно подразделяется на:
1) физиологические потребности;
2) экзистенциальные потребности;
3) социальные потребности в коммуникации;
4) потребность в признании;
5) потребность в самореализации 24, с. 73.
Применяя объяснительные возможности данной структуры потребностей, можно охарактеризовать основу возникновения и функции семьи в рамках социума. На рисунке 1.1 представлены основные функции, которые выполняет семья. Важным моментом является то, что в различные жизненные периоды в семьях приоритетное место могут занимать отдельные функции.
Рисунок 1.1 – Функции семьи
Положение семей является своеобразным барометром общественного положения, позволяет оценить степень его развития в сфере предоставления возможностей для социального развития гражданам.
1.2 Семейное неблагополучие и его последствия
Семейное неблагополучие ученые в своих исследованиях обозначают разными терминами. Так, под деструктивной семьей понимается семья, которая по объективным и субъективным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестник московского университета. – 2008. – № 5. – С. 23-29 c.
3. Баженов В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов, В. П. Баженова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 320 с.
4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : учеб.-метод, пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
5. Змaновcкaя Е.В. Девиaнтология: (Пcихология отклоняющегоcя поведения). М.: Aкaдемия, 2011. – 330 c.
6. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. – М.: Эксмо, 2016. – 234 с.
7. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей / Иванцова А. // Воспитание школьников. – 2016. – №7. – С. 22-25.
8. Кемпбел Рос. Как по-настоящему любить своего ребенка. – Пер. с англ. – 8-е изд., перераб. – СПб. : Мирт, 2004. – 155с.
9. Кон И. С. Родители и дети // Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 16-19.
10. Кондратьев С.В., Кондратьева О.В., Шишов С.Е. Основы православной педагогической психологии: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., професора С.Е. Шишова. – М.: ООО «Буки Веди», 2013. – 214 с.
11. Маданес К. Стратегическая семейная терапия / К. Манадес. – Пер. с англ. Т. В. Снегиревой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2012. – 272 с.
12. Минухин С. Техники семейной психотерапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016. – 304 с.
13. Малинецкий Г.Г. Будущее России. Вызовы и проекты. История. Демография. Наука. Оборона. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 186 с.
14. Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3. Ч.1. – С. 32-34.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 230 с.
16. Психология подростка. Учебник / под редакцией А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013. – 480 с.
17. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Вирджиния Сатир. – М. : Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
18. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособие для студ. вузов. – Спб: Речь, 2012. – 440 с.
19. Троицкий Е.С. Демографические проблемы России в обстановке кризиса и пути их решения. – М.: Издательство «Граница», 2009. – 145 с.
20. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М: Академия,1993. – 217 с.
21. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
22. Хрустова Е.С., Акутина С.П. Психолого-социальные модели помощи современной семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии/В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. – 2015. – С. 174-178.
23. Фурманов И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 250 с
24. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: хрестоматия. – Самара, Издательский дом БАХРАХ-М, 2013. – С.44-101.
25. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 271 с.